Все об образовании Санкт-Петербурга: ВУЗы, институты, подготовительные курсы, школы, колледжи
Расширенный поиск
Свернуть

Все статьи

Проблемы обучения слабовидящих детей

Рособрнадзором подготовлены специальные тренировочные комплекты заданий ЕГЭ, предназначенные для слепых и детей с серьёзными нарушениями зрения. Задания выполнены с помощью рельефно-точечного шрифта Брайля. Ведомством планируется дальнейшая работа над созданием условий для сдачи ЕГЭ детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, как заявляет глава ведомства Сергей Кравцов.

Экзамен, сделанный вручную

А как же раньше при отсутствии этих комплектов обучали таких детей и готовили их к сдаче ЕГЭ?

В специальной школе № 106 Новокузнецка обучают детей, имеющих проблемы со зрением, всего юга Кузбасса. Здесь пособия для подготовки к экзаменам и вообще для учебы изготавливают в школе сами учителя. Обучение здесь ведется по обычной общеобразовательной программе, хотя это коррекционная школа. И здесь тоже введен Федеральный государственный образовательный стандарт. Надо отметить, что чуть увеличен срок обучения:  не одиннадцать лет, двенадцать. Ведь помимо учебы детям приходится много времени уделять лечению. Уроки здесь проходят вперемешку с физкультминутками, которые необходимы,  чтобы расслабить глазные мышцы и снять повышенный мышечный тонус. Но в нашей стране не выпускают учебники с крупным шрифтом, которые так необходимы слабовидящим. Очень мало пособий со шрифтом Брайля для слепых, тем более не по всем предметам. Одно хорошо, что по школам их рассылают бесплатно, но плохо то, что зачастую они не включаются в федеральный перечень рекомендованных учебников.

Поэтому учителя вынуждены сначала искать материал в обычных учебниках, а потом распечатывать их на принтере, который переводит плоский текст в шрифт Брайля. Такой принтер в школе имеется. Учитель раздаточный материал готовит к каждому уроку. В этой школе каждый учитель владеет шрифтом Брайля, хотя и читают его глазами, а не пальцами. Читать пальцами могут лишь незрячие люди, так как у них сильно развито осязание.

Такая система обучения эффективно, что следует из результатов. В 2015 году незрячая выпускница сдала на 90 баллов ЕГЭ по русскому языку. Девушка поступила на психолога в КемГУ.

В школе большое количество наглядного материала. Весь материал выполнен как обычным шрифтом, так и брайлевским. Это всё было продумано, заказано и выполнено учителями. Еще в школе очень много желтого цвета – именно этот цвет лучше всего различают слабовидящие. На клавишах компьютерной клавиатуры есть наклейки желтого цвета со шрифтом Брайля.

Особый мир

Несомненно, школа для слепых и слабовидящих детей – это особый мир. Здесь царит семейная атмосфера, все знают друг друга, день начинается с общешкольной линейки. Нет кадровой текучки – учителя привыкают к детям и не могут их оставить как мать своего ребенка.

В классах много ребят, которые носят очки, но есть и без очков.

Директор Ирина Аглиуллина поясняет, что эти ребята без очков и без линз, поскольку они бесполезны. У этих детей остатки зрения, которые не коррегируются.

В коридорах на переменах никто не бегает. Это недопустимо, поскольку можно на кого-нибудь натолкнуться, травмировать другого и травмироваться самому.

Мимо проходит учительница, которая держит за руку пятиклассницу Яну. Яна с рождения не видит, она находится на домашнем обучении и в школу приходит два раза в неделю. Яна оказалась общительной, она по голосу определила, что говорила замдиректора Елизавета Юрьевна Антоновская и поздоровалась с ней. Елизавета Юрьевна диву дается: девочка узнала ее по голосу после личной беседы год назад. Нового человека Яна слегка коснулась – она «видит» руками.

Что она могла увидеть за долю секунды прикосновения – трудно понять, но, видимо, что-то увидела. Девочка научилась добывать при помощи других органов чувств 80% информации, которую человек обычно воспринимает через глаза. Это умеют практически все незрячие.

Они не инвалиды…

В школе всего 75 учеников, из них 8 человек тотально слепых. Среди слабовидящих детей нет таких, у которых был бы только один диагноз, например, миопия высокой степени. У ребят целое сочетание диагнозов: глаукома, атрофия зрительного нерва, осложненный астигматизм и т.д.

При этом ребята отличаются высоким интеллектом. Четверо учеников награждены медалью «Надежда Кузбасса», многие из них были победителями и призерами творческих и спортивных конкурсов городского и регионального уровня. Причем творческие состязания проходили без всяких поблажек наравне с обычными ребятами. Два пятиклассника похвалились, что всех обыгрывают в школьных турнирах по шашкам и шахматам.

С третьего класса дети в школе изучают английский язык. Слабовидящие дети – почти обычным способом, слепые дети – по Брайлю. Причем и те, и другие обучаются в одном классе.

Как говорит директор Ирина Аглиуллина, зрительные нарушения, с которыми приходят дети, с каждым годом становятся все сложнее.

Жить, как все

Главная задача педагогов – научить детей жить без помощи взрослых, самостоятельно.

В школе есть несколько коррекционных курсов, задача которых помочь детям адаптироваться в обществе. Дорого стоит только то, что в старших классах дети умеют добираться до школы и обратно без поводырей и учителей. Например, одиннадцатиклассник Кирилл Будзила сам ежедневно приезжает из соседней деревни. Кирилл – гордость учителей. В городских конкурсах чтецов он всегда занимает призовые места, учится в музыкальной школе по классу баяна. Говорит, что очень любит читать и в дальнейшем хотел бы работать в сфере культуры.

А конкурс чтецов - серьёзное дело. Один выпускник школы, сейчас обучающийся в Томске, выразил школе благодарность за то, что его научили выразительному чтению. Это умение помогает студенту зарабатывать деньги. Хорошие чтецы нужны на многих мероприятиях, эта услуга весьма востребована. И не сосчитать, сколько среди незрячих талантливых музыкантов. Кроме того, на базе школы открыт филиал музыкальной школы.

Незрячие и слабовидящие выпускники школы реализуют себя в разных сферах деятельности.

С другой стороны, общество, к сожалению, не готово принять как равноценных таких людей.

- Наши дети — обычные дети. Просто у них есть некоторые особенности, ограничивающие их возможности. Главная наша проблема не в том, что не хватает учебных пособий. Их мы сделаем сами, а в том, что общество не готово их принять как равных, - посетовала Елизавета Антоновская.

Общество изменить сложно, поэтому приходится учить детей приспосабливаться к нему. К примеру, один из учеников недавно столкнулся с типичной ситуацией. Мальчик спросил номер подошедшей маршрутки у стоящего рядом на остановке человека. На что получил раздраженный ответ: «Сам не видишь, что ли?». Мальчишка с достоинством объяснил: «Действительно не вижу. Я слабовидящий». Видимо, мужчине стало стыдно, и он помог мальчику. В таких ситуациях не нужно обижаться и не пасовать, как рассказал мальчик, его научили в школе.

Чего не хватает

Вроде всё есть, но чего-то не хватает. В настоящее время появилось множество всяких технических штучек, позволяющих облегчить жизнь незрячих. К примеру, при обучении детей просто необходима такая вещь, как «брайлевская строка», позволяющая переводить текст на компьютере в брайлевский шрифт. Но эта вещь стоит дорого и школе не по карману. Есть и другие нужды. Например, в штат школы требуется врач-офтальмолог и логопед для совместной работы с педагогами.

Возможно, Рособрнадзор в своей дальнейшей работе над улучшением условий для обучения детей с ограниченными возможностями услышит учеников и учителей таких учебных заведений. Если такой диалог возможен, то это уже говорит об отношении в обществе друг к другу.

Рособрнадзором подготовлены специальные тренировочные комплекты заданий ЕГЭ, предназначенные для слепых и детей с серьёзными нарушениями зрения. Задания выполнены с помощью рельефно-точечного шрифта Брайля. Ведомством планируется дальнейшая работа над созданием условий для сдачи ЕГЭ детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, как заявляет глава ведомства Сергей Кравцов.

" data-yashareType="button" data-yashareQuickServices="vkontakte,facebook,twitter,odnoklassniki">

Ваш комментарий




Рейтинги